Планета магии. Заговоры, амулеты, гадания
  • Главная
  • Мантры
  • Смысл мантры всемогущества ом намах шивайя. Мантра Ом Намах Шивайя – одна из самых древних и значимых мантр в индуизме

Смысл мантры всемогущества ом намах шивайя. Мантра Ом Намах Шивайя – одна из самых древних и значимых мантр в индуизме

Мантра воспринимается в индуизме как самая важная. Ее исключительность связана и со значением слов, ее составляющих, и с особенностью их звучания.

В этой теме:


У нее есть несколько названий, одно из них – мантра шести слогов. Если эта мантра читается без первого слога «Ом», то она называется пятислоговой.

Значение мантры шести слогов

В шиваизме чрезвычайно почтительно относятся к приведенной мантре. Считается, что в ней сосредоточено все мироздание. Каждая школа по-своему толкует эту молитвенную формулу. По одной версии, «Намах» означает душу человека, не способную быть абсолютно свободной.

«Шива» — мировой дух. «Йя» символизирует единство дживы (души) и всепроникающей высшей духовной сущности – Параматма. «Ом» — знак рассеивающихся иллюзий. В дословном переводе эта мантра означает «Поклонение Благому». Но более значимо звучание текста. Оно отражает основные первоэлементы.
  1. Воду (Ма).
  2. Воздух (Ва).
  3. Огонь (Ши).
  4. Землю (На).
  5. Акашу (Йя).

Под акашей понимают особое пространство, по сути напоминающее европейский эфир.

Есть иное толкование. Оно делает акцент на другом значении слов. Под словом «Ом» понимают все мироздание, живую и неживую природу. «Намах» объясняется как сокращение от «намама». Переводится эта часть как «не для меня», «не мой». «Шивайя» понимается как «предназначенный Шиве». В итоге вся мантра трактуется следующим образом: «Все мироздание не для меня, оно предназначено Шиве». По-другому эта мантра переводится как «Я поклоняюсь Шиве». В культуре индуизма Шива является богом, который должен разрушить мир, Вселенную, при этом он символизирует духовную сущность, которая останется даже тогда, когда уже ничего не будет.

Особое влияние данной мантры на человека связывается с воздействием имени бога на человека. Если его повторять регулярно, то можно осознать свою божественную природу. Поэтому чтение мантры относится к духовным практикам, развивающим мудрость. Мантра очищает мысли человека и его душу от всего лишнего: от низких помыслов и неблаговидных поступков, от душевной черствости и неприличного поведения. Ом Намах Шивайя бережет человека от негативных энергетических программ, уничтожает уже сложившиеся. Поэтому результатом чтения этих слов станет пребывание в гармонии с собой и с миром, избавление от мелочной суеты, покой и молчание.

Как читать мантру?

Мантра может произноситься любым человеком в любое время, для погружения в нее не нужно иметь посвящение. Но все же знатоки утверждают, что посвященные могут делать это более глубоко, постигая тайны Вселенной, проникая в ее суть. Желательно, чтобы эта мантра, умение читать ее передавались к ученикам от учителя. Это помогает правильному настрою. Но вообще читать ее могут все, независимо от пола, возраста и национальности.

Обращаясь к мантре перед началом важного дела, можно притянуть успех к своему начинанию. Многократно повторяя: «Ом Намах..», человек притягивает к себе счастливые события, улучшает карму. Произносить слова можно либо шепотом, либо громко и внятно. Допускается мысленное прочтение, главное – быть аккуратным и не ошибаться в орфоэпии. Чтение про себя вообще считается очень действенным, но так читать крайне сложно. Не все могут справиться с такой задачей. Оптимальным временем названо 4 часа утра. При этом отмечается, что лучше всего посвятить себя этой мантре, используя Рудракша-малы. Это четки, сделанные из плодов дерева рудракши. Оно произрастает в Непале, считается очень ценным. Сморщенная оболочка плода этого дерева несет в себе 5 ликов, поэтому каждая бусина таких четок является символом Шивы. Можно взять четки из семян голубого кипариса.

Мантра «Ом Намах Шивайя» - одна из самых известных в мире индуистских мантр. Для нее нет определенных ситуаций, она считается универсальной. Используют ее и перед каким-то значимым событием, и просто в качестве ежедневной практики духовного роста.

В статье:

Что такое мантры?

Считается, что мантры - это индуистские аналоги западным молитвам и заклинаниям . Чтобы они работали, необходимо выполнение некоторых условий.

В «Атхарва-веде» упоминаются случаи чтения мантр для вызова дождя. Эти ритуалы по своему содержанию напоминают аналогичные, проводимые шаманами различных племен по всему свету.


«Атхарва-веде»

Все классические тексты первоначально взяты из Вед , однако в современных течениях индуизма, которые появились в середине прошлого столетия, были созданы собственные молитвы, которые поются только в данном конкретном учении.

У разных мантр есть свое назначение . Существуют лечебные тексты, которые читаются врачами аюрведы перед больным, защитные мантры поются детьми, а также перед важными событиями, для духовного роста, для очищения сознания, для обращения к богам за помощью и так далее.

Всего существует пять типов священных текстов.

Первый вид называется . Они используются для медитации, когда в уме практикующего вызывается определенный образ, то есть произнося этот текст, человек концентрируется на образе божества. С помощью подобных мантр обращаются к высшим силах за помощью, благословением, просьбой.

Ко второму виду относятся . «Биджа» в переводе с санскрита значит «семя» . Этот тип молитв считается основой для всех остальных ведических песнопений. Они широко известны практикующим по всему миру: «Ом», «Шраум», «Хрим», «Хрум» .

Третий вид называется Стути или Стотры . Это храмовые молитвы, славящие различных божеств, рассказывающие о именах богов, их поступках, силе.

Четвертый тип - Пранама-мантры . «Пранама» на санскрите - это «имя». С помощью этих молитв поклоняются. Их читают в храмах, обращаясь к богам, а также в них обращаются к своему духовному учителю .

Последний пятый вид. Считается, что в совершенстве овладеть пением этих текстов может не каждый, а только самые одаренные. Считается, что эти секретные тексты опытный ученик получается от своего духовного наставника, чтобы подняться на новый духовный уровень.

Раньше в Индии гаятри-мантры передавались только избранным ученикам, так как обычные практикующие просто не могли их понять.

Из истории “Ом Намах Шивайя”

Ом намах Шивая (oṃ namah śivāya IAST Деванагари: ॐ नमः शिवाय, Каннада: ಓಂ ನಮಃ ಶಿವಾಯ, Малаялам: ഓം നമഃ ശിവായ, Тамильский: ஓம் நம சிவாய, Телугу: ఓం నమః శివాయ, Бенгали: ওঁ নমঃ শিবায়, Гуджарати: ૐ નમઃ શિવાય, Пенджаби: ਓਮ ਨਮ ਸ਼ਿਵਾਯ Ом. Поклонение Благому) - одна из важнейших мантр в индуизме. Наравне с Гаятри и Махамритьюмджайа-мантрой является одной из древнейших мантр индуизма
Википедия

Считается, что этот священный текст расположен в самом сердце Вед. Поэтому индусы называют его «сердцевиной воспевания Бога» В нем обращаются не к богу-разрушителю Шиве , а к Мировому Духу (Параматман ).

Как и в любых , в практике «Ом Намах Шивайя» важно точно соблюдение всех звуков.

Точного перевода этого текста до сих пор не существует. Считается, что каждый учитель объяснит значение своему ученику, передавая смысл ни словами, а состоянием, тем самым «настраивая» ученика. В каких случаях используется данная мантра? Чаще всего ее поют перед началом практики медитации, перед занятиями йогой, а также как часть практики пения мантр.

Значение «Ом Намах Шивайя»

Разные школы индуизма по-своему объясняют смысл этой великой мантры.
Например, в адвайта-веданте считается, что этот текст говорит о том, как схожи Высший Дух и душа человека. Таким образом, приверженцы этого направления считают данный священный текст одним из главных обращений к Высшему Духу.


А в школе бхакти , где основной задачей ставится преданность Шиве, «Ом Намах Шивайя» переводят, как «весь этот мир, живой и неживой, принадлежит не мне, существует не для меня, а для Шивы» . Подобное толкование по-своему напоминает аналогичное из христианства: «Да будет воля Твоя… ибо Твое есть Царство и сила и слава…». В этом направлении индуизма данная мантра считается универсальной, ее начинают и заканчивают различные духовные практики.

В йоге значение этого священного текста переводят, как «все вокруг иллюзорно, все Майя, реальны только Свет и Дух» . Йоги используют эту мантру в практиках, нацеленных на духовный рост.

Правила чтения

Считается, что многократное повторение «Ом Намах Шивайя» «стирает» все греховные мысли, желания и эмоции, очищая ум и открывая ему двери на новый уровень.

Официально считается, что данная мантра не требует обязательного дикша , то есть посвящения. То есть, ее можно использоваться всем, вне зависимости принадлежности к тому или иному течению индуизма. Однако в некоторых школах петь эту молитву без обязательного вводного в традицию ритуала не разрешается.

Читать ее можно мысленно, шепотом или вслух, в зависимости от способностей практика. Новички поют группами вслух под аудиозапись, подпевая учителю или под музыкальные инструменты, отсчитывая количество раз с помощью обычных четок со ста восемью бусинами. Сто восемь пропеваний - это один круг.



Число кругов в джапе (ежедневной практике) выполняется по желанию практикующего. Более продвинутые ученики поют мантры шепотом или мысленно, не шевеля губами. Последнее считается особенно сложным, так как постоянный поток мыслей сбивает со счета. Особо продвинутые могут практиковать пение мантр в процессе неторопливых прогулок.

Также не выделяется отдельного времени суток на выполнение этой практики. Чаще всего, конечно, мантры поются утром на рассвете. У индусов это время считается максимально благоприятным для всех видов практик. Однако такие разрешается практиковать в любое удобное время.

«Ом Намах Шивайя» - действительно сильная мантра, которую могут использовать в своей ежедневной практики любой человек, вне зависимости от расы, вероисповедания и пола. Если вы хотите очистить свой разум от негативных эмоций, «Ом Намах Шивайя» - то, что вам нужно.


Одной из наиболее известных индуистских молитв является мантра ом намах шивайя . Ее часто называют также «мантра бесстрашия». Используется она как перед каким-то особым событием, так и регулярно для привычных духовных практик.

Мантра ом намах шивайя - история

Ом намах шивайя - это одна из самых старинных индийских молитв, также и . Без звука Ом она именуется 5-тислоговой, также называется агхора мантрой , что в переводе означает «мантра бесстрашия».



Шива

В том случае, если молитва произносится вместе со звуком Ом, то она называется мантра 6-ти слогов. Бытует мнение, что подобная молитва располагается в самом сердце Вед. Именно поэтому зачастую можно услышать, как индусы называют ее сердцевиной воспевания Бога.

Подобный священный текст считается основным для всех школ шиваизма, как прошлого, так и настоящего. Многие практики старались раскрыть тайны мантры. О смысле, заложенном в нее, было создано очень много трудов. Люди верят, что во всех ее слогах скрыты тайны нашей вселенной.

Такая молитва считается одним из редких индийских текстов, для которых не нужна обязательная дикша (посвящение). Но несмотря на это, некоторые школы всё-таки настаивают на том, что подобное посвящение необходимо.


Ом намах шивайя можно толковать по-разному. Существует действительно очень много способов расшифровки и перевода этой мантры. Стоит отметить, что все трактовки не противоречат друг другу, а лишь отражают разнообразные философские предпочтения разных индивидуумов.

Очень часто мантра рассматривается без слога Ом в начале. Согласно правилам, наличие этого звука способно усилить влияние божественных слов.

Если рассматривать отдельно 5 слогов - на-мах-ши-ва-йя, то это можно расшифровать как единство души и бога. В данном случае слово намах символизирует человека, часть Вселенной. Слово шива является символом Всевышнего, целостности. Айа указывает на неразрывную связь индивидуума и Всевышнего, связь между мелкой частью и чем-то целом.

Есть и другое толкование. В этом случае намах символизирует дживу, что можно понимать как человеческая душа. Шива же является символом мирового духа (Параматман). Айя - это идентичность. В такой ситуации значение будет немножко изменяться. Речь будет идти о том, что и душа человека, и высший дух являются одним целым.

Знаете ли вы, что на санскрите «Шива» значит процветание, счастье, удача? Поэтому некоторые люди считают, что используя молитву ом намах шивайя, мы не просто восхваляем бога-разрушителя или призываем его, а восхваляем нечто, что можно описать как вечность, осознание блаженства.

Также существуют и другие методы расшифровки Великой мантры Шивы. Например, бытует мнение что 5 слогов, содержащихся в ней, символизируют 5 чакр, 5 элементов (Земля, Вода, Огонь, Воздух, Эфир), 5 органов чувств. Это подтверждает тот факт, что Великая мантра Шивы действительно вездесущая и ее отклики можно найти во всем, что нас окружает.


Люди искренне верят, что при регулярном постоянно повторении мантры человек избавляется от вредных привычек, греховных мыслей, способен очистить свой разум, перед ним открываются новые двери.

Относительно способов исполнения этой мантры нет особенных рекомендаций. Вы можете слушать молитву онлайн, повторять за аудио- либо видеозаписью, можно читать слова мысленно либо вслух, самостоятельно либо в компании с другими людьми. Также практиковать мантру можно в любое время дня и ночи.

Единственное правило касается количества повторений. В сутки практик должен прочитать божественный текст не менее 108 раз. Это один круг. Количество кругов в сутки может быть не ограничено.

Особенно продвинутые практики могут повторять мантру даже мысленно, не шевеля губами. Считается, что это очень сложно, так как если вы не умеете справляться с потоком мыслей в своей голове, то сделать это будет невозможно.

Отлично сочетается данная . Медитация не даст вам думать о чем-то другом, с ее помощью вы сумеете сконцентрироваться непосредственно для чтения этой молитвы.

Ом намах шивайя на самом деле удивительно сильная мантра, которая применяется в ежедневной практике. Независимо от того, какие у вас пол, вероисповедание или возраст, если вы хотите избавиться от злости, неприятностей, очистить свой разум, то данная молитва поможет вам добиться желаемого.

Мантра ОМ НАмах Шивайа в исполнении Bittu Mallick (15:17)

» - одна из главных ведических и тантрических мантр. Её буквальный перевод – «поклонение Благому (Шиве)» и называется она панчакшара (пятислоговой) - мантрой. В её трансцендентных звуках содержится интуитивное знание Каула-дхармы. «Намах Шивайа» записана в самой сердцевине Вед - в знаменитом гимне «Рудрам» (Шатарудрия) Яджурведы и разъяснена в Агамах. Пять первоэлементов воплощены в этой Великой мантре. «На» - это земля, «Ма» - вода, «Ши» - огонь, «Ва» - воздух, а «Йа» - эфир. Три слова «Ом Намах Шивайа» символизируют Шиву, Шакти и Дживу, пребывающих в неразрывном единстве, или Куле - Изначальной Семье. Брахма (созидание), Вишну (сохранение), Рудра (разрушение), три гуны материальной природы также воплощены в этой мантре. Её значений очень много. Подобно тому, как дерево присутствует в маленьком семени, также и великий Абсолют присутствует в этой махамантре, а с Ним - и всё сущее в тонкой форме.

Махамантра «» - это две формы Абсолюта в форме звука: грубая и тонкая. Слог «Ом» – тонкая, а «Намах Шивайа» - грубая форма, выражающие соответственно непроявленный и проявленный аспекты Абсолюта. В этой махамантре одновременно представлены трансцендентный и имманентный аспекты Единой Реальности. И Шива и Шакти вместе присутствуют в этой великой мантре.

Это основная и обязательная для повторения мантра, для всех людей, независимо от расы, пола и вероисповедания. Её многократно повторяют по чёткам, воспевают во время Богослужений, на различные мелодии, используют как объект медитации и как основную формулу в процессе Линга-Пуджи.

Мантра для медитации

Для джапы махамантры используются чётки из 108-ми бусин (с дополнительной 109-ой разделительной бусиной – обычно более крупной в сравнении с остальными). Чётки используются для подсчёта количества повторений мантры. Повторённая 108 раз подряд мантра составляет один «круг» джапы. Общее количество ежедневно повторяемых «кругов» зависит от личного желания практикующего. Обычно используются чётки из зёрен рудракши (растения Eleocarpus ganitrus), но при необходимости чётки можно изготовить из любого подручного материала.

Есть три основных способа повторения махамантры: вслух, шёпотом и в уме. Для начинающих самым легким способом достижения концентрации является громкое повторение. Громкое повторение помогает быстрее дисциплинировать мысли, вспоминать, визуализировать символы мантры. Громкое повторение нейтрализует звуки, которые могут помешать. Не следует прерывать мантру дыханием на полуслове. Необходимо следить за правильным произношением мантры. Нужно быть очень внимательным, чтобы произносить мантру как следует, не искажая её звучания и не глотая слова.

Получив достаточный опыт громкого повторения, можно успешно практиковать и повторение шёпотом, но если ум очень беспокоен, то это может быть сопряжено с определёнными трудностями. Мысленное повторение – наиболее трудный, равно как и самый эффективный вид джапы. Но такое повторение становится возможным только после достаточно длительной практики двух вышеописанных способов. Очень полезно во время джапы визуализировать в области сердца светящийся Шивалингам.

Само слово «мантра» означает «защита ума». При многократном повторении мантра пробуждает в уме способность воспринять тончайшие вибрации Абсолюта как Звука. Без интенсивной практики джапы это попросту невозможно. Регулярно повторяющий мантру ум сам становится мантрой и, следовательно, своего рода зеркалом, в котором можно увидеть своё Истинное, Высшее «Я» – Шиву, Душу своей души.

Повторять махамантру «Ом намах Шивайа» можно где угодно, когда угодно и сколько угодно. Однако соблюдение определённых правил сделает эту практику более эффективной. Правил этих достаточно много и описание их всех выходит за тематические рамки данной работы, но самое основное из них – постоянство. Ни в коем случае нельзя снижать количество выполняемых ежедневно повторений.

Пять слогов этой мантры соответствуют пяти силам, пяти ликам Всевышнего Шивы (творение, поддержание, разрушение, сокрытие и спасение – освобождение). Великая шести-слоговая Махамантра рождается путем прибавления вначале пранавы ОМ, выражающей Высшую, непроявленную и непостижимую сущность. ОМ обращен к Парашиве, тогда как Намах Шивайя – к проявленному Шиве, единому со своей Шакти. Поэтому повторяя эту мантру, мы постигаем Бога одновременно и проявленным и непроявленным, личным и безличным, выразимым и невыразимым. Это лучшая из молитв. Сила ее так велика, гласит Шива-пурана, что с ее помощью можно разрушить в мгновение весь мир и в мгновение воссоздать его заново. С помощью этой мантры достигается господство над пятью чувствами, пятью элементами Космоса, пятью силами Ишвары. Но полной властью и силой этой мантры обладает лишь только Сам Шива.

Ом намах Шивая (oṃ namah śivāya). Основная мантра Шивы

Поклонение Благому - одна из важнейших мантр в индуизме. Наравне с Гаятри и Махамритьюмджайа-мантрой является одной из древнейших мантр индуизма - впервые встречается в Кришна Яджур - веде (Тайттирия-самхита,4,5,6) в гимне “ Шри Рудракам-чамакам “. Часто называют Панчакшара-мантрой-мантрой пяти слогов- na-maḥ-śi-vā-ya. Другое название - Агхора-мантра -мантра бесстрашия. Когда мантра читается вместе с “Ом” ,то тогда она называется шадакшара-мантрой-мантрой шести слогов.
Панчакшара-мантра является основной и самой священной мантрой для всех школ Шиваизма, как прошлого, так и настоящего. О её смысле и значении написаны тома исследований. Считается, что в её пять слогов заключено всё мироздание. Существует два основных толкования этой мантры: Толкование джняни: слово “намах “ обозначает ограниченную человеческую душу (дживу),слово “шива “ обозначает Мировой Дух (Параматман). Окончание “ йа “ указывает на идентичность Дживы и Параматмана. Слог “Ом” символизирует разрушение Майи-иллюзии.
Толкование бхакти. Слог “ом “ означает “весь мир,живой и неживой”. Слово “намах “- это сокращение от “намама “- “не мой” , “не для меня “. Слово “шивайа” означает “для Шивы “.Мантра в целом переводится так: весь этот мир, живой и неживой, принадлежит не мне, существует не для меня,а для Шивы.
Хотя она и имеет прямой перевод-Поклонение Благому, её основное значение заключается не в словах,а в звуках, её составляющих, которые в свою очередь, связываются с пятью первоэлементами(землёй,водой,огнём,воздухом и акашей) и ипостасью шивы - Панчамукха или Панчанана (Обладающий Пятью Ликами).
Шиваизм, также как и вообще Индуизм, считает, что вселенная сосоит из вибраций, а вибраци порождают формы-так, имя Шивы в Панчакшара-мантре порождает Шиву в ипостаси Махишевары.
Панчакшара-мантра является одной из немногих мантр в индуизме, для которой не обязательна предварительная дикша(посвящение)-хотя отдельные школы в шиваизме настаивают на его необходимости.
Её можно читать вслух, шёпотом и мысленно в любое время суток.
Панчакшара-мантра бывает нескольких видов:
Стхула-Панчакшара—Намах Шивая
Сукшма-Панчакшара—Шивайя-Намах
Карана-Панчакшара—Шивайя-Шива
Махакарана-Панчакшара—Шивайя
Махаману-Панчакшара или Мукти-Панчакшара—Ши
В своей трилогии «Катехезис Индуизма» Шивая Субрамуниясвами пишет:
«Намах Шивайя» — одна из главных ведических мантр. Она означает «поклонение Шиве» и называется паньчакшара (пятибуквенной)-мантрой. В её небесных звуках содержится интуитивное знание шиваизма. Аум.
«Намах Шивайя» — это самое святое из имен Бога Шивы, записанное в самой сердцевине Вед и разъясненное в Шайва-агамах. На есть сокрывающая милость Бога, Ма — это мир, Ши означает Шиву, Ва — Его милость откровения, Йя — это душа. Пять элементов также воплощены в этой древней формуле для призывания Бога. На — это земля, Ма — вода, Ши — огонь, Ва — воздух, а Йя — эфир, или акаша. Значений этой мантры очень много. «Намах Шивайя» имеет такую силу, что даже простое произнесение этих слогов обязательно сыграет свою роль в спасении души от уз предательского инстинктивного ума и стальных оков изощренного внешнего интеллекта. «Намах Шивайя» обуздывает инстинкт, разрывает стальные оковы и разворачивает этот интеллект вовнутрь и на себя самого, чтобы он мог посмотреть на себя и увидеть свое невежество. Мудрые провозглашают, что мантра — это жизнь, мантра — это действие, мантра — это любовь, а повторение мантры, джапа, производит эффект взрыва мудрости изнутри. В святой книге «Натчинтанай» объявляется: «Намах Шивайя» — это, воистину, и Агама, и Веда. «Намах Шивайя» представляет все мантры и тантры. «Намах Шивайя» — это наши души, наши тела и наше имущество. Мантра «Намах Шивайя» стала нашей надежной защитой". Аум Намах Шивайя
Те, кто посвящены в Паньчакшара-мантру (Аум намах Шивая) обладают преимуществом, так как повторение этой мантры приведет их к прямому видению совершенной Вселенной Господа Шивы и они сами станут сплавом веданты и сиддханты.

Http://www.yoga-centr.yaroslavl.ru/shiva.html

Ши́ва (санскр. शिव, śiva IAST, «благой», «милостивый») — в индуизме олицетворение разрушительного начала вселенной и трансформации (созидания); одно из божеств верховной триады (тримурти), наряду с творцом Брахмой и поддержателем Вишну. Согласно «Шива-пуране», является создателем и Вишну, и Брахмы. Олицетворяет одновременно разрушительное и созидательное начала. Пять божественных ролей Шивы: создание, поддержка, растворение, сокрытие и дарование благодати. Традиция поклонения Шиве называется шиваизм. Известен под именами Рудра, Шанкара, Шамбху, Махадева, Махешвара. Основная мантра Шивы «Ом намах Шивая», впервые в Ведах встречается в гимне «Яджур-веды» «Шатарудрия» или «Гимн ста Рудрам».
Изображается чаще всего сидящим в позе лотоса, с кожей белого цвета, с синей шеей, со спутанными или скрученными в пучок на макушке (джата) волосами, носящим змею на шее, голове, руках и ногах (как браслеты), на поясе и переброшенную через плечо (как аналог священного шнура). Одет в тигровую или слоновью шкуру, восседает на тигровой шкуре. На лбу — третий глаз, а также трипундра из священного пепла (бхасма или вибхути).

Звук «Ом» является самым священным звуком в . Помимо олицетворения индуистской божественной троицы, он, сам по себе, является наивысшей , символизируя собой (высшую реальность) и как таковую. Три его составляющих (А, У, М) традиционно символизируют Создание , Поддержание и Разрушение — категории и . Считается также, что три звука символизируют три уровня существования — (сварга ), землю (мартья ) и подземное царство (патала ). Они также символизируют три состояния сознания — грезу , сон и явь , — три времени суток и три способности человека: желание, знание и действие.

В Ведах звук «Ом» является звуком Солнца и света. Он символизирует собой движение вверх, приближение души к высшим сферам.

Священное значение мантры «Ом» в индуизме трудно переоценить. Практически все священные тексты индуистской и ведической традиции начинались и заканчивались этим звуком.

Мантра «ом» как самостоятельно, так и в составе других и дхарани часто используется в .

«ОМ Намах Шивайа» — одна из главных ведических и тантрических мантр. Её буквальный перевод - «поклонение Благому (Шиве)» и называется она панчакшара (пятислоговой) — мантрой. В её трансцендентных звуках содержится интуитивное знание Каула-дхармы. «Намах Шивайа» записана в самой сердцевине Вед — в знаменитом гимне «Рудрам» (Шатарудрия) Яджурведы и разъяснена в Агамах. Пять первоэлементов воплощены в этой Великой мантре. «На» — это земля, «Ма» — вода, «Ши» — огонь, «Ва» — воздух, а «Йа» — эфир. Три слова «Ом Намах Шивайа» символизируют Шиву, Шакти и Дживу, пребывающих в неразрывном единстве, или Куле — Изначальной Семье. Брахма (созидание), Вишну (сохранение), Рудра (разрушение), три гуны материальной природы также воплощены в этой мантре. Её значений очень много. Подобно тому, как дерево присутствует в маленьком семени, также и великий Абсолют присутствует в этой махамантре, а с Ним — и всё сущее в тонкой форме.

Махамантра «Ом Намах Шивайа» — это две формы Абсолюта в форме звука: грубая и тонкая. Слог «Ом» - тонкая, а «Намах Шивайа» — грубая форма, выражающие соответственно непроявленный и проявленный аспекты Абсолюта. В этой махамантре одновременно представлены трансцендентный и имманентный аспекты Единой Реальности. И Шива и Шакти вместе присутствуют в этой великой мантре.

Это основная и обязательная для повторения мантра, для всех людей, независимо от расы, пола и вероисповедания. Её многократно повторяют по чёткам, воспевают во время Богослужений, на различные мелодии, используют как объект медитации и как основную формулу в процессе Линга-Пуджи.

Для джапы махамантры используются чётки из 108-ми бусин (с дополнительной 109-ой разделительной бусиной - обычно более крупной в сравнении с остальными). Чётки используются для подсчёта количества повторений мантры. Повторённая 108 раз подряд мантра составляет один «круг» джапы. Общее количество ежедневно повторяемых «кругов» зависит от личного желания практикующего. Обычно используются чётки из зёрен рудракши (растения Eleocarpus ganitrus), но при необходимости чётки можно изготовить из любого подручного материала.

Есть три основных способа повторения махамантры: вслух, шёпотом и в уме. Для начинающих самым легким способом достижения концентрации является громкое повторение. Громкое повторение помогает быстрее дисциплинировать мысли, вспоминать, визуализировать символы мантры. Громкое повторение нейтрализует звуки, которые могут помешать. Не следует прерывать мантру дыханием на полуслове. Необходимо следить за правильным произношением мантры. Нужно быть очень внимательным, чтобы произносить мантру как следует, не искажая её звучания и не глотая слова. Получив достаточный опыт громкого повторения, можно успешно практиковать и повторение шёпотом, но если ум очень беспокоен, то это может быть сопряжено с определёнными трудностями. Мысленное повторение - наиболее трудный, равно как и самый эффективный вид джапы. Но такое повторение становится возможным только после достаточно длительной практики двух вышеописанных способов. Очень полезно во время джапы визуализировать в области сердца светящийся Шивалингам.

Само слово «мантра» означает «защита ума». При многократном повторении мантра пробуждает в уме способность воспринять тончайшие вибрации Абсолюта как Звука. Без интенсивной практики джапы это попросту невозможно. Регулярно повторяющий мантру ум сам становится мантрой и, следовательно, своего рода зеркалом, в котором можно увидеть своё Истинное, Высшее «Я» - Шиву, Душу своей души.

Повторять махамантру «Ом намах Шивайа» можно где угодно, когда угодно и сколько угодно. Однако соблюдение определённых правил сделает эту практику более эффективной. Правил этих достаточно много и описание их всех выходит за тематические рамки данной работы, но самое основное из них - постоянство. Ни в коем случае нельзя снижать количество выполняемых ежедневно повторений.

Пять слогов этой мантры соответствуют пяти силам, пяти ликам Всевышнего Шивы (творение, поддержание, разрушение, сокрытие и спасение - освобождение). Великая шести-слоговая Махамантра рождается путем прибавления вначале пранавы ОМ, выражающей Высшую, непроявленную и непостижимую сущность. ОМ обращен к Парашиве, тогда как Намах Шивайя - к проявленному Шиве, единому со своей Шакти. Поэтому повторяя эту мантру, мы постигаем Бога одновременно и проявленным и непроявленным, личным и безличным, выразимым и невыразимым. Это лучшая из молитв. Сила ее так велика, гласит Шива-пурана, что с ее помощью можно разрушить в мгновение весь мир и в мгновение воссоздать его заново. С помощью этой мантры достигается господство над пятью чувствами, пятью элементами Космоса, пятью силами Ишвары. Но полной властью и силой этой мантры обладает лишь только Сам Шива…………

Лучшие статьи по теме